Переход к основной странице * Учебная работа

В помощь студентам при подготовке к экзамену по физиологии растений

Физиология растений – интегральная дисциплина, для понимания которой необходимы прочные знания из смежных дисциплин: физики, химии, биохимии, анатомии и морфологии растений. Экзамен по общему курсу физиологии растений среди студентов считается одним из самых сложных.

Чтобы помочь студентам в подготовке к экзамену, преподаватели кафедры физиологии растений обобщили опыт приёма экзаменов за ряд лет.

На наш взгляд, подготовка состоит из двух процессов: 1) механистического освоения некоторого объёма знаний (заучивание) и 2) осознания взаимодействия различных физиологических процессов (творческая часть). Наилучшая оценка достигается при разумном синтезе этих двух компонент. Перекос в сторону объёма знаний создает впечатление, что человек плохо ориентируется в общих физиологических принципах, а просто бессистемно выучил набор фактов; перекос в сторону освоения принципов расценивается как поверхностное изложение предмета. Как говорил Конфуций: «Знание без рассуждения бесполезно, рассуждение без знаний губительно».

Часто возникает вопрос об объёме, в котором необходимо представить знания на экзамене. Для получения отличной оценки необходимо творчески овладеть материалом в объёме программы, включая материалы рекомендованных учебников, лекций, семинаров и практикума. Не существует «достаточного минимума» для получения положительной оценки, которая определяется лишь на экзамене, путём индивидуального взаимодействия преподавателя и студента. Критерии оценки разных преподавателей очень близки, по этому поводу на кафедре существует единодушие в критериях оценки, которые разные преподаватели применяют на экзамене.

Предложить методику для творческого освоения курса невозможно: каждый студент пользуется своим индивидуальным подходом. Тем не менее, мы хотели бы акцентировать некоторые вопросы из программы, которые следует конкретно механически выучить на память. Эти знания помогают держать хороший темп ответа, который производит благоприятное впечатление на экзаменаторов.

Полное знание предлагаемого перечня не гарантирует какой-то определённой оценки, но практика показывает, что студенты, которые не могут на память воспроизвести какой-либо из этих пунктов, обычно не могут эффективно обсуждать соответствующие физиологические процессы. Итак, при подготовке к экзамену, мы рекомендуем в первую очередь обратить внимание на следующее.

1. Общее представление о структуре хлорофилла – уметь нарисовать Mg-порфириновое ядро на память. Общее представление о структуре каротиноидов, числе атомов С. Уметь разбить формулу на С5-фрагменты (изопрен).

2. Схема квантовых переходов в молекуле хлорофилла и их физический смысл (S0→S1; S0→S2; S2→S1; S1→T1; T1→S0).

3. Последовательность переносчиков в электрон-транспортной цепи фотосинтеза и их локализация в мембране.

4. Последовательность переносчиков в электрон-транспортной цепи дыхания (включая все альтернативные пути) и их локализация в мембране.

5. Электрохимический потенциал воды, пластохинонов и НАДФН (конкретные значения).

6. Цикл Кальвина: формулы всех участников стадии карбоксилирования и восстановления (всего 4 формулы: рибулезо-1,5-бисфосфат; 3-фосфоглицериновая кислота; 1,3-дифосфоглицериновая кислота; 3-фосфоглицериновый альдегид). Стадия регенрации пятиуглеродных сахаров: последовательность превращений с точностью до числа углеродных атомов и названий участвующих в этом процессе углеводов.

7. С4 и САМ-метаболизм - все химические реакции (всего 6 формул: фосфенолпируват; оксалоацетат; малат; пируват; аспартат; аланин).

8. Фотодыхание – реакции с точностью до названия участников.

9. Цикл Кребса – реакции с точностью до названия участников.

10. Гликолиз – формулы всех участников (всего 11 формул: глюкоза; глюкозо-6-фосфат; фруктозо-6-фосфат; фруктозо-1,6-бисфосфат; 3-фосфоглицериновый альдегид; дигидроксиацетонфосфат; 1,3-дифосфоглицериновая кислота; 3-фосфоглицериновая кислота; 2-фосфоглицериновая кислота; фосфоенолипируват; пируват).

11. Остальные реакции альтернативных путей окисления – с точностью до названий участников и числа углеродных атомов.

12. Метаболизм азота: все реакции включения азота до глутамата (нитрат, нитрит, аммоний, α-кетоглутарат, глутамин, глутамат). Принцип трансаминирования кетокислот (на примере кислот С4 цикла и фотодыхания: аланин/пируват; оксалоацетат/аспатрат; глиоксилат/глицин).

13. Классификация ион-транспортных систем: каналы, насосы (или помпы); портеры (симпортер, антипортер, унипортер).

14. Рисунок (поперечный разрез): анатомическое строение корня в зоне всасывания (ризодерма, корневые волоски, кора, эндодерма, пояски Каспари, перицикл, ксилема, флоэма).

15. Рисунок (поперечный разрез): анатомическое строение листа С3 и С4 растения (эпидермис, устьица, столбчатый мезофилл, губчатый мезофилл, обкладка сосудистого пучка, флоэма, ксилема).

16. Строение и принцип работы замыкающих клеток устьиц.

17. Отличие флоэмы от ксилемы.

18. Рисунок (продольный разрез): анатомическое строение меристемы корня (до зоны дифференцирокви).

19. Рисунок (продольный разрез): анатомическое строение меристемы побега (до образования листовых примордиев и прокамбия).

20. Формула водного потенциала как суммы составляющих (гидравлический, осмотический, матричный).

21. Формулы индолилуксусной кислоты, изопентениладенина, одного из представителей гиббереллинов, абсцизовой кислоты, этилена. Представления о биосинтезе – на уровне названий соединений.

22. Изменение длины дня в течение года в полярных, умеренных широтах и на экваторе. Даты осеннего и весеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.

23. Общая последовательность реакций сигналинга: рецептор – вторичные мессенджеры – (мишени) факторы транскрипции – промотор гена – белок-кодирующая часть – транскрипция – трансляция.

24. Химические компоненты первичной клеточной стенки с точностью до названия и типичных мономеров (целлюлоза – глюкоза; сшивочные гликаны – ксилоза, арабиноза, рамноза, галактуроновая кислота + старые названия гемицеллюлоза и пектин; белки, в т.ч. экстенсины, экспансины, кислые гидролазы).

25. Рисунок: биогенез клеточной стенки после деления.

26. Дать на память определения: апопласт, симпласт, протопласт, фрагмопласт (срединная пластинка), плазмодесмы.

27. Принцип работы АТФ-синтазы: конверсия энергии протонного градиента в АТФ.

28. Точно назвать все хромофоры каждого фоторецептора и указать их примерную структуру.

Предварительно потренируйтесь: возьмите лист чистой бумаги и нарисуйте в виде схемы каждый из обсуждаемых вопросов. Иногда требуется не менее 5 тренировок, чтобы пришел автоматизм. Тогда вы сможете держать хороший темп ответа (т.е. изложить много схематизированной графической информации в единицу времени). Желаем успехов на экзамене!



Преподаватели кафедры физиологии растений.                      

скачать этот текст (37 Кб)



Переход к основной странице * Учебная работа

Поддержка сайта: Кочетова Галина